В настоящее время существенно меняется представление о том, как нужно воспитывать ребенка. Насколько допустимы запреты в воспитании, что именно можно и следует запрещать ребенку и в какой форме это делать. Если в советское время запреты являлся обычной нормой воспитательного процесса, и основной целью родителя в этой связи было не избаловать ребенка, а вырастить его терпеливым, послушным, с четкими представлениями о том, что можно и что нельзя, то на сегодняшний момент российское общество, переняв во многом европейское воспитательные нормы, ставит себе целью вырастить свободную, творческую личность, максимально лишенную комплексов и неуверенности в жизни. Так что такое запреты в воспитании современного ребенка 21 века и насколько родитель в праве ограничивать свободу своих детей с точки зрения современной семейной психологии?

   Многих родителей волнует вопрос о том, что такое психологически здоровый ребенок, это данность от природы, или же психологическое здоровье можно в ребенке воспитать. Если да, то как?

    Деятельность детского психолога связана с решением множества проблем, которые неизменно встают перед родителями и детьми в процессе  развития, обучения и общения. Детская психология  - это еще довольно молодое направление в российской педагогической и медицинской практике, поэтому у родителей могут возникнуть вполне закономерные вопросы о том, кто такой детский психолог, что именно он делает, и как конкретно он может помочь тому или иному ребенку с его проблемами. 

    Многих родителей волнует вопрос: бывает ли депрессия у детей, если да, то как она проявляется и как именно протекает?

 

    Нужно различать просто подавленное настроение («депрессия» и означает подавление), которое время от времени встречается у каждого, и депрессию у детей как явление, заслуживающее внимание врача. В быту мы нередко склонны называть депрессиями все, что отличается от бурного веселья, однако это не совсем точно.

    Воспитание одаренных детей - это задача, которая выпадает на долю далеко не каждого родителя, поэтому здесь нет тривиальных, привычных, рядовых проблем, с которыми сталкиваются обычные мама с папой. Если ребенок обладает даром, талантом, что его жизнь будет особенной, и в равной степени, она будет особенной и для окружающих его людей.  

 

    Одаренность и талант — это подарок, но нужно уметь им правильно распорядиться. Одаренный ребенок — это тот, кто развивается раньше других, по-другому. Он  требует изменения установившихся норм взаимоотношений, других учебных программ, он очень любопытен, и не терпит никаких ограничений в своих исследованиях мира. Мозг талантливого ребенка отличается громадным «аппетитом» и способностью «переваривать» интеллектуальную пищу. С самого детства он увлекается построением собственных схем и систем, обладает отличной памятью, его отличает способность классифицировать и категоризировать информацию.

    Какую одежду покупать новорожденному? Этот вопрос обязательно волнует молодых мам, которым скоро предстоит познать радость материнства и которые не хотят что-то упустить или позабыть. Малышу столько всего надо, и все так необходимо и все надо тщательно подготовить. Однако в погоне за тем, чтобы создать максимальный комфорт для малыша важно не накупить ненужного - того, что будет потом бесполезно валяться на полке, поскольку, как говорится, деньги лишними не бывают.  

    Задержка речевого развития – довольно распространенная  проблема, требующая квалифицированного подхода и лечения. В общей сложности с ней сталкиваются от 3 до 10 % детей, у мальчиков она встречается в четыре раза чаще, чем у девочек. Лечение задержки речевого развития проходит более эффективно при ранней диагностике, поэтому каждому родителю следует знать, что это за проблема, чтобы как можно раньше принять все необходимые меры. В запущенном состоянии задержка речевого развития может оказывать погубное воздействие на психическое развитие ребенка, а также скажется на последующей социальной адаптации.

     Основными причинами данной проблемы специалисты называют  следующие: патологии и проблемы внутриутробного развития, родовые травмы, физические травмы, внутричерепное давление, дислексия (специфическое нарушение навыков обучения  неврологического происхождения), различные психические расстройства, проблемы со слухом, заболевания головного мозга, а также недоразвитость мускулов лица и рта.

    Наши дети живут в совершенно иной реальности, в отличие от той, в которой росли мы. На настоящий момент человечество вступило в фазу, когда мир меняется прямо на галазах, и что было актуально еще десять или даже пять лет назад, сегодня уже не имеет смысла. Совершенно оправдано то, что мы беспокоимся о наших детях, пытаясь во все более нарастающем потоке информации отобрать наиболее безопасную. Поскольку мультики занимают большую часть внимания ребенка, то влияние мультфильмов на сознание и психику детей – это тема, которая волнует любого родителя.

     Двухлетний ребенок уже знает, кто он по половому признаку, но не умеет это объяснить. К четырем годам он уже осознанно различает по полу окружающих людей, но часто ассоциирует признаки пола со случайными его атрибутами (например, с одеждой). В этом возрасте ребенок допускает возможность изменения пола. Четырехлетние дети могут задать вопрос о том, кем в детстве была мама, мальчиком или девочкой? К пяти-шести годам ребенок уже полностью осознает, что принадлежность к определенному полу – это необратимое явление, и начинает интересоваться вопросом своего происхождения. В 6-7 лет ему важно понять, как он появился. Как правило, в этом возрасте родители дают уклончивые ответы (типа «вырастешь-узнаешь»). Так и не получив исчерпывающей информации, ребенок где-то до десяти лет успокаивается и не мучает окружающих с расспросами по этой теме. Эти три года (с 7 до 10 лет) психологи называют латентным периодом.

      "Сознательное родительство" -  движение, зародившееся в начале 1980-х гг., и изначально позиционировавшее себя как альтернатива официальной отечественной медицине. Философия данного сообщества выстроена на идеях И.Б. Чарковского, и реализуется в жизнь через клубы, образованные приверженцами его взглядов.


      Игорь Борисович Чарковский изначально являлся инструктором по плаванию, его идеи родились в ситуации, когда он выхаживал свою недоношенную дочь, поместив ее в ванну с водой, чтобы облегчить ее самочувствие. Добившись заметных успехов, Чарковский стал развивать свои идеи в целое учение, где естественность родов и огромное значение воды и водной среды для здоровья человека возводились в абсолют.

       Младший школьный возраст, в особенности первые месяцы обучения, психологи признают сложным и стрессовым периодом, как для детей, так и для родителей. Одной из главных проблем начала школьного обучения становится адаптация детей к новой для их жизни реальности, которой становится школа. Даже если ребенку в первом классе не ставят оценки и не задают домашние задания, родитель может ощущать, что первая радость от пребывания в школе у ребенка прошла и он уже начинает проявлять недовольство по поводу обучения. Это может выражаться либо в прямом нежелании посещать учебное заведение, либо возвращением к тем видам деятельности, которые, казалось, были уже оставлены в дошкольном детстве, а в некоторых случаях и более серьезными последствиями, такими как, болезнь ребенка или общее физическое недомогание.

     К детским психологам за консультацией часто обращаются родители детей дошкольного возраста с жалобами на агрессивное поведение. Сложная проблема человеческого агрессивного поведения и в частности  детской агрессии была проанализирована одним из известных и выдающихся психологов, основателем гуманистического психоанализа, Эрихом Фроммом (1900-1980) в его книге "Анатомия человеческой деструктивности" (1973). Она разделял агрессию на "злокачественную", под которой понимал стремление к абсолютному господству и желание разрушать и "доброкачественную" - особый стиль поведения, связанный с самообороной или же с реакцией на угрозу. В психологии общепринятым считается, что у детей, в частности детей дошкольного возраста, встречается, главным образом, доброкачественная агрессия, представленная такими видами, как псевдоагрессия и оборонительная агрессия.

      В семейной психологии описано множество ролей, которые играют дети в семье, в особенности в семье несчастливой. Место в семье, тот или иной сценарий, проживаемый ребенком, зависит от взаимоотношений в семье, ее гармоничности, благополучности, воспитательных установок родителей. Обычно роль ребенка четко обозначена в дисгармоничной, несчастливой семье, где относятся друг к другу стереотипно, шаблонно, где годами сохраняются ригидные, застывшие, не соответствующие реальной жизни отношения. Роль ребенка сводится к набору шаблонов поведения, сочетания ожиданий, чувств, оценок, действий, адресованных ребенку взрослыми.

     Данный возрастной период требует повышенного внимания родителей к переменам, которые происходят с их ребенком. Здесь важно проявление особой педагогической тактики, особой гибкости в реакциях, словах и действиях, взвешенности, огромного терпения, умения видеть истинное и позитивное в подчас вызывающем поведении подростка. Необходимо учитывать повышенную сложность подросткового периода для самого взрослеющего ребенка, свойственные данному этапу гормональную перестройку организма, общую неустойчивость настроения, самочувствия и физического состояния, неадекватность реакций, ранимость.

     Исходя из названия "дошкольный возраст", очень многие родители полагают, что их основной задачей в данный период является подготовка ребенка к обучению в школе. До сих пор наиболее распространенное представление о сути такой подготовки заключаются в том, чтобы до школы научить ребенка письму, чтению и счету. Однако такое узкое понимание готовности к обучению уже давно раскритиковано и отвергнуто в педагогике и психологии. Реализация подготовки ребенка к школе должна идти не по пути прямого обучения тому, чему и так научат в образовательном учреждении, а в создании условий для полноценного развития уникального личностного потенциала ребенка.

Страница 4 из 5

banner master klassy niz

  • Инфантилизм в психологии – что это?
    Инфантилизм в психологии – что это?     Психологи говорят о том, что в последнее время в бытовом обиходе все чаще приходится сталкиваться с таким явлением, как инфантилизм взрослых. Что же это такое? В переводе с латинского «infant» означает «младенец». Соответственно, по сути, когда мы говорим об инфантилизме, то имеется в виду какая-то младенческая, детская составляющая, присутствующая в характере взрослого человека. Научное определение термина звучит следующим образом: «Инфантилизм - это личностная организация, включающая черты и модели предыдущего возрастного периода, не адекватные для настоящего возрастного этапа, с акцентом на незрелости эмоционально-волевой сферы».
    Подробнее ...
  • Каких животных держим дома: психология кошатника и собачника
    Каких животных держим дома: психология кошатника и собачника     Почему у людей возникает желание завести кошку? Или собаку? Им чего-то не хватает? Или, наоборот, в них слишком много любви, которую хочется бесконечно отдавать? Конечно, мы говорим не о каких-то абстрактных людях. Таковыми являемся и мы сами.
    Подробнее ...
  • Какими бывают основные виды рекламы
    Какими бывают основные виды рекламы      Поднимая вопрос о видах рекламы, стоит для начала отметить, что реклама сама по себе является очень сложным продуктом. Это многоплановый информационный феномен, исполненный в самых различных формах и  направленный на самые разнообразные группы потребителей. Реклама несет в себе очень широкий диапазон функций, а в зависимости от цели имеет совершенно разное содержание. Именно поэтому её классификация по видам имеет очень сложный и многоаспектный характер.
    Подробнее ...
  • Волк: значение и символика в народной традиции славянских народов
    Волк: значение и символика в народной традиции славянских народов       Волк был одним из наиболее популярных персонажей в славянской мифологии. С ним связано не только множество сказочных и мифологичеcких сюжетов, но и масса ритуалов и бытовых представлений.  Волк фигурирует в заговорах, заклинаниях, поговорках, встречается также в тематике брачного обряда. Однако наиболее существенно значение волка и его симфолика представлеы в народной демонологии (представлениях о нечистой силе).
    Подробнее ...
  • 10 причин изменить: откровения пациентов семейного психолога
    10 причин изменить: откровения пациентов семейного психолога        Супружеская измена – это самая частая причина обращений к семейному психологу. Для многих пережить супружескую измену самостоятельно оказывается не под силу. Это очень серьезный удар. Особенно, если измена вскрывается случайно, является полной неожиданностью и, соответственно, воспринимается как полное крушение картины мира. Психологи отмечают, что люди, которые  столкнулись с изменой, страдают от заниженной самооценки, склонные впадать в депрессивные состояния, стремятся закрыться в себе, избегать контактов.
    Подробнее ...