Вторник, 21 июня 2016 07:20

Депрессия у детей

    Многих родителей волнует вопрос: бывает ли депрессия у детей, если да, то как она проявляется и как именно протекает?

 

    Нужно различать просто подавленное настроение («депрессия» и означает подавление), которое время от времени встречается у каждого, и депрессию у детей как явление, заслуживающее внимание врача. В быту мы нередко склонны называть депрессиями все, что отличается от бурного веселья, однако это не совсем точно.

Вторник, 21 июня 2016 07:04

Воспитание одаренных детей

    Воспитание одаренных детей - это задача, которая выпадает на долю далеко не каждого родителя, поэтому здесь нет тривиальных, привычных, рядовых проблем, с которыми сталкиваются обычные мама с папой. Если ребенок обладает даром, талантом, что его жизнь будет особенной, и в равной степени, она будет особенной и для окружающих его людей.  

 

    Одаренность и талант — это подарок, но нужно уметь им правильно распорядиться. Одаренный ребенок — это тот, кто развивается раньше других, по-другому. Он  требует изменения установившихся норм взаимоотношений, других учебных программ, он очень любопытен, и не терпит никаких ограничений в своих исследованиях мира. Мозг талантливого ребенка отличается громадным «аппетитом» и способностью «переваривать» интеллектуальную пищу. С самого детства он увлекается построением собственных схем и систем, обладает отличной памятью, его отличает способность классифицировать и категоризировать информацию.

    Какую одежду покупать новорожденному? Этот вопрос обязательно волнует молодых мам, которым скоро предстоит познать радость материнства и которые не хотят что-то упустить или позабыть. Малышу столько всего надо, и все так необходимо и все надо тщательно подготовить. Однако в погоне за тем, чтобы создать максимальный комфорт для малыша важно не накупить ненужного - того, что будет потом бесполезно валяться на полке, поскольку, как говорится, деньги лишними не бывают.  

    Задержка речевого развития – довольно распространенная  проблема, требующая квалифицированного подхода и лечения. В общей сложности с ней сталкиваются от 3 до 10 % детей, у мальчиков она встречается в четыре раза чаще, чем у девочек. Лечение задержки речевого развития проходит более эффективно при ранней диагностике, поэтому каждому родителю следует знать, что это за проблема, чтобы как можно раньше принять все необходимые меры. В запущенном состоянии задержка речевого развития может оказывать погубное воздействие на психическое развитие ребенка, а также скажется на последующей социальной адаптации.

     Основными причинами данной проблемы специалисты называют  следующие: патологии и проблемы внутриутробного развития, родовые травмы, физические травмы, внутричерепное давление, дислексия (специфическое нарушение навыков обучения  неврологического происхождения), различные психические расстройства, проблемы со слухом, заболевания головного мозга, а также недоразвитость мускулов лица и рта.

    Наши дети живут в совершенно иной реальности, в отличие от той, в которой росли мы. На настоящий момент человечество вступило в фазу, когда мир меняется прямо на галазах, и что было актуально еще десять или даже пять лет назад, сегодня уже не имеет смысла. Совершенно оправдано то, что мы беспокоимся о наших детях, пытаясь во все более нарастающем потоке информации отобрать наиболее безопасную. Поскольку мультики занимают большую часть внимания ребенка, то влияние мультфильмов на сознание и психику детей – это тема, которая волнует любого родителя.

     Двухлетний ребенок уже знает, кто он по половому признаку, но не умеет это объяснить. К четырем годам он уже осознанно различает по полу окружающих людей, но часто ассоциирует признаки пола со случайными его атрибутами (например, с одеждой). В этом возрасте ребенок допускает возможность изменения пола. Четырехлетние дети могут задать вопрос о том, кем в детстве была мама, мальчиком или девочкой? К пяти-шести годам ребенок уже полностью осознает, что принадлежность к определенному полу – это необратимое явление, и начинает интересоваться вопросом своего происхождения. В 6-7 лет ему важно понять, как он появился. Как правило, в этом возрасте родители дают уклончивые ответы (типа «вырастешь-узнаешь»). Так и не получив исчерпывающей информации, ребенок где-то до десяти лет успокаивается и не мучает окружающих с расспросами по этой теме. Эти три года (с 7 до 10 лет) психологи называют латентным периодом.

Понедельник, 03 июня 2013 11:01

Сознательное родительство

      "Сознательное родительство" -  движение, зародившееся в начале 1980-х гг., и изначально позиционировавшее себя как альтернатива официальной отечественной медицине. Философия данного сообщества выстроена на идеях И.Б. Чарковского, и реализуется в жизнь через клубы, образованные приверженцами его взглядов.


      Игорь Борисович Чарковский изначально являлся инструктором по плаванию, его идеи родились в ситуации, когда он выхаживал свою недоношенную дочь, поместив ее в ванну с водой, чтобы облегчить ее самочувствие. Добившись заметных успехов, Чарковский стал развивать свои идеи в целое учение, где естественность родов и огромное значение воды и водной среды для здоровья человека возводились в абсолют.

       Младший школьный возраст, в особенности первые месяцы обучения, психологи признают сложным и стрессовым периодом, как для детей, так и для родителей. Одной из главных проблем начала школьного обучения становится адаптация детей к новой для их жизни реальности, которой становится школа. Даже если ребенку в первом классе не ставят оценки и не задают домашние задания, родитель может ощущать, что первая радость от пребывания в школе у ребенка прошла и он уже начинает проявлять недовольство по поводу обучения. Это может выражаться либо в прямом нежелании посещать учебное заведение, либо возвращением к тем видам деятельности, которые, казалось, были уже оставлены в дошкольном детстве, а в некоторых случаях и более серьезными последствиями, такими как, болезнь ребенка или общее физическое недомогание.

     К детским психологам за консультацией часто обращаются родители детей дошкольного возраста с жалобами на агрессивное поведение. Сложная проблема человеческого агрессивного поведения и в частности  детской агрессии была проанализирована одним из известных и выдающихся психологов, основателем гуманистического психоанализа, Эрихом Фроммом (1900-1980) в его книге "Анатомия человеческой деструктивности" (1973). Она разделял агрессию на "злокачественную", под которой понимал стремление к абсолютному господству и желание разрушать и "доброкачественную" - особый стиль поведения, связанный с самообороной или же с реакцией на угрозу. В психологии общепринятым считается, что у детей, в частности детей дошкольного возраста, встречается, главным образом, доброкачественная агрессия, представленная такими видами, как псевдоагрессия и оборонительная агрессия.

Вторник, 23 апреля 2013 14:10

Роли ребенка в несчастливой семье

      В семейной психологии описано множество ролей, которые играют дети в семье, в особенности в семье несчастливой. Место в семье, тот или иной сценарий, проживаемый ребенком, зависит от взаимоотношений в семье, ее гармоничности, благополучности, воспитательных установок родителей. Обычно роль ребенка четко обозначена в дисгармоничной, несчастливой семье, где относятся друг к другу стереотипно, шаблонно, где годами сохраняются ригидные, застывшие, не соответствующие реальной жизни отношения. Роль ребенка сводится к набору шаблонов поведения, сочетания ожиданий, чувств, оценок, действий, адресованных ребенку взрослыми.

Вторник, 23 апреля 2013 08:48

Проблемы подросткового возраста

     Данный возрастной период требует повышенного внимания родителей к переменам, которые происходят с их ребенком. Здесь важно проявление особой педагогической тактики, особой гибкости в реакциях, словах и действиях, взвешенности, огромного терпения, умения видеть истинное и позитивное в подчас вызывающем поведении подростка. Необходимо учитывать повышенную сложность подросткового периода для самого взрослеющего ребенка, свойственные данному этапу гормональную перестройку организма, общую неустойчивость настроения, самочувствия и физического состояния, неадекватность реакций, ранимость.

     Исходя из названия "дошкольный возраст", очень многие родители полагают, что их основной задачей в данный период является подготовка ребенка к обучению в школе. До сих пор наиболее распространенное представление о сути такой подготовки заключаются в том, чтобы до школы научить ребенка письму, чтению и счету. Однако такое узкое понимание готовности к обучению уже давно раскритиковано и отвергнуто в педагогике и психологии. Реализация подготовки ребенка к школе должна идти не по пути прямого обучения тому, чему и так научат в образовательном учреждении, а в создании условий для полноценного развития уникального личностного потенциала ребенка.

Среда, 27 марта 2013 12:39

Трое детей в семье

     Для ребенка порядок рождения в семье определяет все последующие жизненные установки, систему ценностей и даже особенности характера. Трое детей в семье, вырастая в одной и той же атмосфере, тем не менее, существенно отличаются друг от друга.  Психологи утверждают, что если у детей одна семья, одни и те же родители и одна и та же обстановка, в которой они растут, все равно психологическая атмосфера, в которой живут разные по возрасту дети, не является идентичной. Опыт старшего существенно отличается от опыта младшего, поскольку с появлением каждого последующего ребенка в семье многое меняется, включая родительские установки и систему ценностей.

    В Голландии в 1970-х годах было проведено исследование зависимости IQ ребенка от количества детей в семье. Анализ проводился на  большом статистическом материале: психологи обследовали более 300 тысяч юношей в возрасте в среднем девятнадцати лет, которые проходили обязательную военную службу. Полученные результаты показали, что IQ в среднем тем ниже, чем больше детей в семье. Кроме этого, была установлена четкая зависимость IQ ребенка от его положения в семье. Младшие дети по показателям IQ были дальше всего от первенца.

      Эксперименты в области дошкольного образования длятся не одно десятилетие, вопросы о том, нужно или не нужно обучать детей до школы и как именно обучать, волнуют уже многие поколения психологов, педагогов и родителей.


     В 1980-е гг. при изучении феномена дошкольного образования детей в Америке было введено понятие «тепличные дети». Именно тогда широко распространилось интенсивное обучение дошкольников. Тепличное воспитание определялось, как принуждение детей приобретать знания, которые намного опережали их возраст. Чтению учили чуть ли не с младенчества, с полутора или двух лет вводили японский язык и игру на скрипке. Гленн Доман, сторонник раннего развития и обучения детей, автор книг «Как научить вашего младенца читать», «Как научить вашего младенца математике»,  «Как дать вашему ребенку энциклопедические знания»  и др. считал, что регулярные и стимулирующие занятия даже с очень маленькими детьми способствуют более быстрому и интенсивному развитию мозга ребенка.

Страница 4 из 5